Register

О ПРОЕКТЕ

 

Разработанные и перспективные темы проекта «Великие тайны – Вечные вопросы»: Бог, любовь и счастье, Россия, прекрасное и красота, время, «стрела времени», ошибки Стивена Хокинга, квантовая теория гравитации, диалектика трансцендентального.


Приглашение в проект «Великие тайны»

 

Время мессий прошло. В эпоху Интернета и всеобщей информированности вряд ли стоит надеться на то, что явится некто с нимбом и ответит на все вопросы. Сейчас читатели зачастую знают больше и пишут лучше иных писателей, поэтому и обращаюсь к Вам, дорогой читатель.
Смело критикуйте мои тексты, указывайте на ошибки, комментируйте, делитесь соображениями и интересной информацией. Проект «Великие тайны» - интерактивный проект, поэтому все толковые замечания и комментарии с указанием авторства будут обязательно включены в окончательные тексты рукописей и книг.


С уважением, Вадим Кирпичев

 

Смысл Проекта

К счастью ведут два равнозначных пути – знание и сказка. Проект «Великие тайны» предназначен для тех, кто в данную секунду выбирает первый путь, кто устал от иллюзий и вечных упований и решил разобраться, а как все-таки на самом деле устроен наш затейливый мир. Для любителей сказок имеются другие тексты и книги (могу порекомендовать свою же фантастику), а тексты Проекта, надеюсь, будут интересны тем читателям, которых не испугают пусть жесткие (в сократовском духе), но точные ответы на вечные вопросы. 
Знание – самостоятельная ценность. Жить с ним не всегда уютно, но, к нашему счастью, это тот самый меч, который исцеляет наносимые им раны. Знание – голубая калиточка в осознанную необходимость.

Что мы знали о Боге, любви, счастье и России

Воспользуемся энциклопедиями и приведем основные дефиниции. Мы должны понимать о чем идет речь и что нового получили в результате нашего свободного исследования.
Энциклопедия «Религия»
БОГ — священное олицетворение Абсолюта в религиях теистского (см. Теизм) типа: наивысшая персона, атрибутированная высшим разумом, сверхъестественным могуществом, тождеством сущности и существования и абсолютным совершенством. Б. выступает высшим предметом религиозной веры.
Развитие архаического сознания обусловила трактовку сверхъестественной сферы как пантеона (греч. pan — "все" и theos — "бог", букв. — "все боги"), объединяющего различных конкретных Б., каждый из которых имел свой облик и культ. Дальнейшее развитие религиозного сознания привело к трансформации политеистических представлений и выделению из пантеонов одного Б. как покровителя этнической группы (Ашшур у ассирийцев, Зевс у греков, Перун у славян и т. д.) или местности (Мардук как покровитель Вавилона, Пта — Мемфиса, Амон — Фив, Афина — Афин, Гера — Микен и т. д.).
Тенденции к интеграции людей и племен привели к формированию зрелых, т. е. последовательно монотеистических форм теизма, впервые зафиксированных в древнееврейской культуре, т. е. в иудаизме (см.) библейского периода: образ Яѓве (см.), который, вероятно, в доизраильский период развития культуры Ханаана являлся одним из богов местного пантеона, был переосмыслен в Единого и Единосущего Б. (В рамках ортодоксального христианства Б. трактуется как триединство ликов, которые тем не менее соотносятся между собою как "нераздельные" и "неслиянные" — см.: Троица, Антитринитаризм.)
Важнейшим моментом классического теизма является идея трансцендентности Б. по отношению к посюстороннему миру (лат. transcendere — "переступать"): Б. вне и сверх мира, он Творец его и Вседержитель. Последнее означает, что Б. не только творит мир, но и неизбывно присутствует в нем, направляя его развитие к сакральной высшей цели (см. Провиденциализм) и вмешиваясь при необходимости в естественный ход событий.
Классический теизм противостоит оформляющемуся в 17 в. деизму (см.), допускающему творение мира разумной силой, но не подразумевающему олицетворения последней и не допускающей ее последующего вмешательства в развитие эволюционирующего по естественным законам мироздания. Жесткий теизм авраамических (см. Авраам) религий (иудаизма, христианства и ислама) предполагает трактовку "живого Б." как единого и Единственного при абсолютном "отсутствии подобных". Теизм подобного типа не просто строится вокруг идеи персонифицированного Абсолюта, но и характеризуется акцентированным переживанием его личностного характера, задающего возможность личного общения с Б. Такая личностная установка религиозного сознания обусловила особую роль эмоционально-чувственных форм в отправлении культа, экстатический восторг любви к Б., боязнь Божьего гн
ева и глубокое переживание раскаяния. Впоследствии же на эту поведенческую установку к текстам Библии (см.) апплицируется — начиная с раввинистического комментария (см. Мидраш, Мишна, Талмуд, Аггада, Таннаи, Перушим) в иудаизме и с патристики (см.) в христианстве — парадигма рациональной аналитики внешнего для человека Абсолюта, что порождает в религиях строго теистского типа традицию концептуального истолкования Б., которая конституируется как богословие.
Сакрально-трепетная коммуникация человека с Богом оказывалась дополненной философской по духу рефлексией — предметно-теоретической аналитикой. Возникает проблема оснований и духа богопознания. Изначально предполагалось, что "сущность Божия для природы человеческой недомыслима и совершенно неизреченна" (Василий Великий — см.), а потому "человек не может постигнуть сущность Божества" (Григорий Палама). Подлинное Богопознание в таком духовном контексте оказывается возможным лишь как результат откровения (см.).
Идея постижения Б. лишь посредством Откровения способствовала оформлению такой версии Богопознания, как мистика, предполагающая непосредственное созерцание Божьего лика, а также одномоментное авербальное постижение вечной истины, данной в акте Откровения. В православии (см.) это — идея принципиальной невозможности постижения сущности Божьей на основании логического закона тождества (П. Флоренский) или, например, ориентирующая на личный мистический опыт концепция спиритуалистического интуитивизма (Лосский Н. О.) и др. Тем не менее католицизм культивирует теологический принцип "аналогии бытия" Б. и его творения, возведенный Фомой Аквинским (см.) в фундаментальный принцип схоластической метафизики, согласно которому отношения аналогии не предполагают ни абсолютного различия, ни тотального сходства, но, напротив, "сходство в различии и различие в сходстве".
Несмотря на различные попытки разрешить проблему бытия Божьего (см. Доказательства бытия Бога), эта проблема остается нерешенной. Поскольку бытие Б., будучи предметом веры (см.), не может быть ни доказано, ни опровергнуто посредством рационального инструментария, постольку в рамках теизма развивается и программная интенция "возврата к евангельской вере", должной реализоваться в интимно-личной форме — определенным образом вопреки рационально-схоластической традиции. Эта программа максимально проявилась в протестантизме (см.) с оформляющимся в его рамках антиинтеллектуалистским учением пиетизма (см.), понимающего веру как "личное переживание Б.".

Библейская энциклопедия

Бог — Творец неба и земли и Промыслитель Вселенной (Быт. I, 1, Ин. I, 1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие:
а) Иегова (Я есмь Сущий) (Исх. III, 14). Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр. I, 8). См. Иегова;
б) Евр. Елоаг и множественное Елогим означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Свящ. Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исх. XII, 12, Исх. XXXII, 1, 4, II Пар. XIII, 9), и о царях земных (Пс. VIII, 1); но преимущественно употребляются об Едином истинном Боге (Быт. I, 1, V, 22, VI, 9 и др.);
в) Всемогущий (Быт. XVII, 1, XXVIII, 3, Исх. VI, 3);
г) Господь (евр. Адонаи) (Суд. XIII, 8);
д) Всевышний (Быт. XIV, 18, Пс. VII, 18).
В Свящ. Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, как-то: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и слава. Если Свящ. Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так, напр., руки означают всемогущество, очи и уши — всеведение, ноги — вездесущие и т. д. Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — Троица единосущная и нераздельная (Мф. XXVIII, 19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Свящ. Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свойствами, так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Св. Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить, Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас — жить для Бога, подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности, значит вовсе отвергать Бытие Божие.
БСЭ
Бог,
фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма.В противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистической древнеиранской религии маздеизма образу светлого Б. — Ахура-мазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях (см. Политеизм) фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др. В индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Б. над другими; наряду с "великими" богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистических религиях (см. Монотеизм) вера в единого и всемогущего Бога — главный религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой ("Святая Троица").
Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историческую эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и другие фантастические образы. Некоторые черты этих мифологических персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов или одного Б. С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б. Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с другими племенами и их богами, например Ашшур у ассирийцев, Яхве у древнееврейского племени Левия (или, как считают многие, Иуды). У многих оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города: бог Ниппура — Энлиль, Вавилона — Мардук и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Эдфу — Гор, Мемфиса — Пта, Фив — Амон и др. у египтян; бог Афин — Афина Паллада, Эпидавра — Асклепий и др. у греков. С объединением нескольких племён или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Б. последнего становился общегосударственным, или национальным, Б., возвышаясь над другими племенными богами. Так, Мардук стал государственным Б. Вавилонии, в Египте место главного Б. попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое место в политеистическом пантеоне.
У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Б., превратился с объединением древнееврейских племён и созданием Иудейского государства в общееврейским Б., а позже — в единого Б.-творца и вседержителя. Образ христианского Б. сложился в первые века н. э. Основу его составил еврейский Яхве (бог-отец), но с ним слились образ страдающего Б.-спасителя восточных религий (бог-сын — Иисус Христос) и отвлечённый мировой разум (логос) гностиков (бог-дух святой). У арабов в начале 7 в. сложилась монотеистическая религия ислам; в образе мусульманского бога — Аллаха, сложившегося, в частности, под влиянием еврейского Яхве, трансформировались черты древних арабских племенных богов. Религия раннего буддизма отрицала культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Б., а наряду с ним буддизм включил в себя и многих других богов.
С завершением исторического процесса формирования основных монотеистических религий возникает религиозно-философское учение о Б. (см. Теология). Б. стал теперь не только основным предметом веры и культа, но и понятием идеалистической философии. Выдвигались специальные доказательства бытия Б.: космологическое (раз существует следствие — мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её разумного устроителя; Сократ, Платон, стоики, Цицерон и др.); онтологическое (само представление о Б. как совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трёх основных доказательств выступил Кант, утверждавший невозможность какого-либо теоретического обоснования бытия Б., но выдвинувший новое, нравственное обоснование, рассматривая Б. как необходимый постулат практического разума.
В современной буржуазной философии обращение к идее Б. происходит либо на почве послекантовского иррационализма, либо на основе реставрации архаических философских систем прошлого — древнеиндийской или средневековой метафизики (неотомизм, теософия и др.), причём обе тенденции нередко перекрещиваются.
Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности и нового времени, в особенности — французскими материалистами 18 в. и Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность образования ложных форм сознания, связывает исчезновение различных иррациональных представлений, в том числе представлений о Б., с устранением социальных антагонизмов и построением бесклассового коммунистического общества.

 

Словарь Ушакова

ЛЮБОВЬ, бви?, твор. любо?вью, ж.
только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Л. к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская л. Л. к людям. || Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь. 2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная л. Счастливая л. Неразделенная л. Платоническая л. (см. платонический). Чувственная л. Пылать любовью. Страдать от любви. 3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). Она была моей первой любовью. 4. только ед. Склонность, расположение или влечение к чему-н. Л. к искусству. Л. к работе. 

Энциклопедия «Кругосвет»


ЛЮБОВЬ — в самом общем смысле — отношение к кому(чему)-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо. В более узком и собственном смысле слова любовь — это именно отношение к другой личности (сюда не следует относить разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, отношениям или опытам, например, сластолюбие, сребролюбие, властолюбие и т.д.). Мы можем встретить разные представления о любви и разные значения самого слова "любовь". Этим словом могут обозначаться: эротические или романтические (лирические) переживания, связанные с сексуальным влечением и сексуальными отношениями с другим человеком; особого рода интимная связь между любовниками или супругами; привязанность и забота в отношениях к родным и родственникам, а также — к близким людям — родственным душам; восхищение и благоговение перед авторитетом — человеческим (индивидуальным или коллективным) или сверхъестественным; благожелательность и милосердие в отношении к другому как ближнему. Различным значениям, выражаемым в современных европейских языках как правило одним словом "любовь", в древних языках соответствовали специальные термины, обозначавшие чувственную любовь-желание, дружелюбие, любовь-милосердие. Известны соответствующие греческие слова: "эрос", "филия", "агапэ", а также "сторгэ" — любовь семейная (единственно, надо иметь в виду, что дифференциация этих слов произошла в более позднюю эпоху, когда о классической древности осталась одна только память; достаточно сказать, что слово "агапэ" наполняется указанным содержанием лишь в христианском мышлении). Представления, соответствующие этим человеческим чувствам и отношениям, есть и в китайской культуре. В живых европейских языках также имеются различные понятия и термины, аналогичные вышеприведенным, например, в русском — "вожделение", "дружелюбие", "сострадание" ("жалость"), "милосердие", "благоговение" (отношение любви-уважения и почитания к высшему — авторитету, Богу). Это допустимое совмещение различных значений в одном слове "любовь", характерное для европейских языков, отражает интуицию глубокого родства между этими различными опытами душевной и духовной активности человека: любовь всегда выступает целестремительной и соединительной силой.
В диалоге Платона Пир — произведении, задавшем большинство основных сюжетов последующих философских обсуждений любви, — воссоединительная функция любви-эроса предстает как главная: "любовью называется жажда целостности и стремление к ней", в любви каждый находит свое неповторимое другое Я, в соединении с которым обретается гармония. Один из персонажей диалога Пир рассказывает миф, согласно которому первые люди были "целостными", соединяя в себе характеристики мужчины и женщины. Но они провинились перед богами и те, решив наказать их, рассекли их пополам; с тех пор разделенные половины ищут друг друга. Любовь — это сила, влекущая половины, оставшиеся после наказания богов, к воссоединению. В любви к другому человек утверждается, он обновляет себя через другого, перерождается и обретает бессмертие. Благодаря любви человек постигает высшую истину и потому в любви он приобщается к Благу, Космосу, вечности. Особенности любви конкретного влюбленного обнаруживаются не в том, что он чувствует, а в том, как он относится к возлюбленному и какие ответные чувства вызывает. Так же и Аристотель показывает, что подлинная любовь-филия покоится на взаимности, благожелательности, доверии, заботе, стремлении к добродетели и совершенству. В то же время в интеллектуальном движении от Платона к Аристотелю происходит существенное изменение в понимании любовного отношения. У Платона любовь — это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии (а влюбленность, как он считал, похожа на чрезмерную дружбу) проявляется уравненность, хотя и у Аристотеля подспудно чувствуется, что речь во многом идет об отношениях старшего и младшего. Новозаветная концепция любви, соединяя иудаистскую и античную традиции, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. Забота, рождаемая платоновским эросом или аристотелевской филией, обусловливалась особенным отношением к данному конкретному человеку, ставшему благодаря своей красоте возлюбленным. Христианская милосердная (агапическая) любовь не является следствием личной симпатии или восхищения другим; в ней актуализируется доброта человека, потенциально содержавшаяся в нем и до встречи с данным конкретным человеком; при этом в изначальной любви к ближнему любимым оказывается именно ближний с его конкретными заботами и проблемами. Поэтому христианская любовь к ближнему в принципе исключает ненависть: невозможно любить одного и ненавидеть другого.
Платон говорит о мужской любви, Аристотель, говоря о дружелюбии, также имел в виду отношения между мужчинами, в христианстве говорится о любви к ближнему, которым может и должен быть так же и враг. Однако во всех этих обсуждениях были выявлены те особенности любви как чувства, отношения к другому, отношений между возлюбленными, через которые в более поздние эпохи стала осмысляться романтическая, половая любовь. Этими обсуждениями в древности были заданы фундаментальные характеристики любви как чувства, которое, во-первых, устремляет любящего к объекту любви и, во-вторых, заставляет любящего жертвовать собой ради того, кого он любит.
Это одинаково свойственно любви мужчины к женщине и женщины к мужчине, хотя в отдельных случаях эти качества любви могут и по-разному проявляться. Что это так, подтверждается в таком древнейшем памятнике любовной лирики, как Песнь песен — поэме, приписываемой Соломону и являющейся частью Священного писания как иудеев, так и христиан. Чувственная любовь, любовь между девушкой и юношей представлена здесь как воплощение нравственной чистоты и совершенства. На протяжении веков эта поэма интерпретировалась богословами как аллегория духовного познания и восхождения к божественной истине. И в этом тоже есть правда: со времен Платона и его интерпретации Эроса как силы, устремляющей к возвышенному и прекрасному (в свете этого и проясняется подлинный смысл выражения "платоническая любовь"), любовь воспринимается и как фундаментальная познавательная и творческая сила. Любовь, посредством которой человек устремляется к божественной красоте, Дж.Бруно называл "героическим энтузиазмом". В Песне песен божественная красота утверждается событием безоглядной, всепоглощающей любви между двумя людьми.
Русскому философу В.С.Соловьеву принадлежит определение смысла любви (данное в работе Смысл любви (1892-1894)) как "оправдания и спасения индивидуальности через жертву эгоизма". Эта формулировка заслуживает внимания: через подавление эгоизма спасается индивидуальность. Для сознания, не выходящего за рамки житейского опыта, это кажется парадоксальным: эгоизм для такого сознания и есть утверждение индивидуальности. Формулировка Соловьева несравненно тоньше по своему внутреннему содержанию. Эгоизм, строго говоря, не есть отстаивание Я как такового; но отстаивание Я в противовес и вопреки Ты. Эгоизм характеризует позицию, в соответствии с которой при противоречии "моего" интереса и "чужого" интереса надо всегда отдавать предпочтение "моему" интересу. Индивидуализм же как принцип характеризует позицию, согласно которой индивид принимает решения, исходя из своего мнения, из своего понимания ситуации, а не ориентируясь на группу, коллектив. Любовь понимается Соловьевым как такое отношение между двумя, при котором: а) это отношение одного к другому представляет собой полный и постоянный обмен; б) благодаря этому отношению и посредством его один может вполне утверждаться в другом; в) это отношение построено на взаимодействии и общении; г) оно носит непременно взаимный характер. Благодаря таким взаимоотношениям, говорит Соловьев, по-своему развивая рассказанный у Платона миф о перволюдях, создается новый человек и действительно осуществляется истинно человеческая индивидуальность. В любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в одной абсолютно идеальной личности; за другим признается безусловное значение, благодаря этому именно в любви другой мысленно переносится в сферу Божества. Отсюда Соловьев делал вывод о том, что в любви происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти.
Близкие идеи развивались автором другого выдающегося трактата, посвященного любви, немецким философом, представителем Мюнхенской школы феноменологии Д. фон Гильдебрандом (1889-1977). В книге Метафизика любви (1971) он показал, что любовь это не просто привязанность, заинтересованность, устремленность — в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно, как ценность сама по себе. Как таковая любовь характеризуется установкой на единение и установкой на благожелательность. В стремлении к единению преодолевается эгоизм; в благожелательности любящий дарит себя любимому и как бы говорит: "Я — твой".
Еще одна знаменательная работа, посвященная в 20 в. любви, Искусство любить (1956), принадлежит Э.Фромму, который соединил идеи позднего З.Фрейда о либидо и эросе с классическими философскими представлениями о любви. Любовь, говорит Фромм, как бы откликаясь на мысль, высказанную Соловьевым, это объединение с другим человеком при условии сохранения обособленности и целостности самого себя. Способность человека любить зависит от меры развития им собственной личности "во всей ее целостности"; а счастье в индивидуальной любви зависит от способности любить ближнего вообще. Главная особенность любви заключается, по Фромму, в том, что любовь — это активность, деятельность. Активный характер любви проявляется в том, что любовь обнаруживается как дарение, жертвование. В качестве "самого простого" Фромм приводит пример из сферы сексуальных отношений, где обе стороны отдают себя: мужчина — женщине и женщина — мужчине. В любви как духовном отношении предметом дарения являются не материальные, а духовные ценности. Другая особенность любви заключается в том, что любовь — это забота: в любви проявляется деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии любимого. Поэтому любовь предполагает ответственность, которая в любви обнаруживается не как обязанность, но как прежде всего способность и готовность отвечать. Отвечать на потребности любимого, заботиться об их удовлетворении. Чтобы ответственная забота не обратилась в покровительство и подавление, в любви необходимо уважение. Уважение, забота и ответственность в любви должны направляться знанием возлюбленного; эта тайна открывает в любви — как переживания единения с другим. Итак, дарение, забота, ответственность, знание — качества, через которые любовь раскрывается как путь преодоления отчужденности и одиночества.

Словарь по общественным наукам

Счастье. 
Счастье - состояние человека, которое соответствует: 
- наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия; 
- полноте и осмысленности жизни; 
- осуществлению своего человеческого назначения. 

Новейший философский словарь

СЧАСТЬЕ — субъективно переживаемое состояние единства сущности и существования личности, воспринимаемое в индивидуальной системе отсчета как аксиологически-эмоциональный позитивный максимум. В классической философии С. трактовалось, как правило, в этическом своем аспекте (потенциальное С. как результат достойной жизни и исполнения нравственного долга), задавая традицию эвдемонизма, и в аспекте психологическом (актуальное С. как состояние). В неклассической философии 20 в. феномен С. артикулируется, прежде всего, в экзистенциальном своем аспекте (см. Экзистенциализм). Даже далекие от непосредственно экзистенциалистской традиции авторы 20 в. интерпретируют С. в свете достижения человеком единства сущности и существования, — так, например, Парсонс, анализируя "типовые переменные деятельности", фиксирует в качестве дихотомии соотношение "достигаемого" (т.е. конституируемого в результате ориентации на общезначимые социальные характеристики, обеспечивающие идентификацию субъекта с определенным социальным статусом) и "предопределенного" (т.е. созидаемого в результате ориентации на имманентно личностные характеристики). Второй важнейшей особенностью философской трактовки С. в культуре 20 в. является ослабление (если не отказ от) классической презумпции, согласно которой С. является в принципе нерефлексируемым феноменом (ср. известная ситуация Мефистофеля у Р.Бернса: "И невдомек ему, что счастье — тут! // Предчувствия счастливых не терзают. // Они конца мучительно не ждут, // Безоблачно не зная о начале... // ... Но сколько бы сдалось, синьор, // Когда б взамен "Остановись, // Мгновение!", Вы бы в договор // Внесли "Мгновение, вернись!"..."). Согласно классическому пониманию С., любая попытка рефлексии над собственным С. как состоянием переводит субъекта в состояние аналитики или сознательно рассудочной социальной адаптации (по оценке М.Ларошфуко, в этой ситуации "нас мучает не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами"). Такая установка классики была связана с тем, что в контексте социального времени (см. Социальное время) феномен С. трактовался как локализуемый лишь непосредственно в настоящем, но не в будущем (см. Надежда) или прошлом. В отличие от этого, парадигма трактовки С. как экзистенциального феномена органично включает в себя такой его аспект, как С. осознанного (и в силу этого максимально глубокого) переживания единства собственных сущности и существования, что предполагает рафинированный рефлексивно-интроспективный самоанализ. В этом контексте С. трактуется как феномен состоявшейся самореализации личности, что предполагает, с одной стороны, объективацию внутреннего потенциала субъекта (коммуникативного, когнитивного, творческого и т.д., а в идеале — всего спектра возможностей личности), с другой — принятие (признание) этой объективации другими субъектами, которые могут быть представлены как персонально индивидуализированными субъектами, так и абстрактными социальными группами. Феномен Другого оказывается, таким образом, принципиально важным для интерпретации С. в философии 20 в.: именно Другой выступает тем "зеркалом", в амальгаме которого субъект может увидеть себя счастливым, т.е. тем социокультурным механизмом, посредством которого оказывается возможным не только С. как таковое, но и личность вообще (см. Другой, "Воскрешение субъекта"). В контексте ориентации современной философии на лингвистический анализ языковой среды обитания человека (см. Анти-психологизм, Постмодернистская чувствительность) актуальным становится этимологический анализ соответствующих понятию "С." слов в различных языковых традициях. Осмысление феномена С. в опыте носителя той или иной культурной традиции конституирует универсалию культуры "С.", центрирующую собой все семантико-аксиологические аспекты характерных для данной культуры универсалий субъектного ряда (см. Универсалии, Категории культуры), причем этимология соответствующего слова в различных языках фиксирует социокультурные особенности осмысления данного понятия в различных традициях: ср. англ. happiness (от hap — случай, happen — случаться, происходить, hapless — несчастный, злополучный, happening — событие как однокоренное со словом "С.", т.е. в осмыслении феномена С. фиксируется аспект события, случайно выпавшего шанс: С. как то, что случается, исполняется, имеет состояться; русск. "счастье" (от "часть", "участь", т.е. в осмыслении С. фиксируется аспект исполненности судьбы, С. как единство со своей участью (с-часть-е): не пройти мимо нее, своей участи, исполнить, свершить — см. Судьба) ит.п. В современной философии постмодернизма трактовка феномена С. осуществляется в контексте нарратологии, что ведет к его переосмыслению в качестве феномена, имеющего нарративный характер (см. Нарратив).

Словарь по экономике и финансам


Российская Федерация.
Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 

Российская Федерация - светское государство. 

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации

Словарь «История Отечества»

Россия
(Российская Федерация — Россия), государство в восточной части Европы и в северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. кв. км. Протяжённость сухопутных границ 20322 км, морских — ок. 38000 км. Население 148 млн. человек (1996). Русские составляют 81,5% (1989, перепись); проживает свыше 100 народов. Верующие — христиане, главным образом православные; мусульмане, иудаисты, буддисты и др. Столица — Москва. Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Действует Конституция 1993. В составе Российской Федерации — 89 субъектов федерации, в т.ч. 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 10 автономных округов. Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации — русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка. Глава государства — президент Российской Федерации, избираемый на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент является также Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. Представительный и законодательный орган Российской Федерации (её парламент) — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство Российской Федерации во главе с председателем, назначаемым президентом с согласия Государственной думы. На части территории России в 1-м тыс. до н.э. существовали: античные города (города-государства), Боспорское государство, государство скифов. В 552—745 часть территории России занимало государство племенного союза тюрков — Тюркский каганат. В середине VII — конце X вв. в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, Приазовье располагалось государство Хазарский каганат. В начале VIII в.— 926 на Дальнем Востоке существовало государство Бохай. В X—XIV вв. в Среднем Поволжье и Прикамье находилась Булгария Волжско-Камская. В IX в. образовалось Древнерусское государство. В 988—89 принято христианство в качестве государственной религии Руси. В XII—XIV вв. существовали Новгородская республика, великое княжество Владимирское, Галицко-Волынское и другие княжества. В XIII в. русские княжества, Волжско-Камская Булгария и др. подверглись монголо-татарскому нашествию (1237—42), новгородская и псковская земля — шведской и немецкой агрессии (Невская битва, 1240; Ледовое побоище, 1242). Почти 250-летнее монголо-татарское иго закончилось изгнанием захватчиков объединёнными силами русских земель (Куликовская битва, 1380; “Стояние на Угре”, 1480). В конце XIV— середине XVI вв. вокруг Москвы сложилась территория Русского государства, включившая в себя земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. В конце XVI — середине XVII вв. оформилось крепостное право. В начале XVII в. Россия отразила польско-литовскую и шведскую интервенции. В середине XVII в. в состав Российского государства вошла Украина. XVII—XVIII вв. отмечены массовыми казацко-крестьянскими восстаниями (см. Болотникова восстание, Разина восстание, Пугачёва восстание). Петровские реформы (конец XVII — первая четверть XVIII вв.) содействовали социально-экономическому и культурному развитию страны. Россия одержала победу в Северной войне 1700—21, обеспечив выход к Балтийскому морю. В результате присоединения в XVI—XIX вв. территорий Севера, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока образовалось многонациональное государство — Российская империя. Россия отразила наполеоновское нашествие в Отечественной войне 1812. В ходе крестьянской реформы 1861 было отменено крепостное право. В конце XIX — начале XX вв. оформились политические партии (РСДРП, Партия социалистов-революционеров, Конституционно-демократическая партия, “Союз 17 октября”, “Союз русского народа” и др.). Поражение в русско-японской войне 1904—05 обострило ситуацию в стране, что привело к Революции 1905—07. В ходе революции начался переход России к конституционной монархии, учреждена Государственная дума. В составе Антанты Россия участвовала в первой мировой войне 1914—18. В ходе Февральской революции 1917 самодержавие было свергнуто. 25 октября 1917 произошла Октябрьская революция. Провозглашена власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В январе 1918 образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Гражданская война 1917—22 и военная интервенция способствовали утверждению военно-коммунистических принципов организации общества (см. “Военный коммунизм”). Были запрещены все политические партии, кроме большевистской, в стране была фактически установлена диктатура Коммунистической партии. В 1921 была провозглашена новая экономическая политика (нэп). 30 декабря 1922 РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Федерация (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 значительная часть территории России была оккупирована германскими войсками. В период перестройки 12 июня 1990 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В марте 1991 учреждён пост Президента РСФСР (в том же году президентом избран Б.Н. Ельцин). В декабре 1991 руководители РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР подписали Беловежские соглашения, констатировавшие прекращение существования СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В 1992 началось осуществление экономической реформы (переход к рыночной экономике). В сентябре 1993 указом президента ликвидирована система Советов. В декабре 1993 принята Конституция Российской Федерации; проведены выборы в Федеральное Собрание. В 1996 Б.Н. Ельцин был избран президентом Российской Федерации на второй срок. В марте 2000 на президентских выборах победил В.В. Путин, который в апреле официально вступил в должность.

 

О проекте часть 2

 

 
Copyright © 2017 bogru.ru Права принадлежат Вадиму Кирпичеву, правообладателям. При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

S5 Box

Login Form